Медитация для детей – начало практики

Продолжение беседы с Машей Варанд, главным редактором проекта Kidsters.ru. В этот раз Виктория Занкина объясняет практические аспекты медитации с детьми. Начало интервью здесь.

Маша: Виктория, можете рассказать с чего начать? Такое руководство родителям.

Виктория: Практики медитации традиционно передаются только лично от учителя к ученику – именно так можно быстро и ясно объяснить все важные тонкости, показать разные варианты и, что крайне необходимо, тут же в процессе практики исправить ошибки, поскольку дистанционно это сделать не получится. Однако, мы попробуем начать с малого – читаем внимательно, сначала проделываем всё самостоятельно несколько раз, после чего пробуем объяснить и показать детям.

1. Вспоминаем о своём дыхании. Это самый важный шаг – вспомнить о том, что моё дыхание прямо сейчас даёт мне жизнь! При этом можно сидеть или лежать в любом удобном положении, глаза могут быть открытыми или закрытыми, но внимание полностью направляем на дыхание. Можно проговаривать про себя «вот мой вдох – вот мой выдох» и наблюдать, как приходит вдох и уходит выдох. Рот закрыт, лицо спокойное, дышим носом. Некоторым детям в начале освоения этой практики также помогает поднести палец к ноздрям, чтобы лучше почувствовать своё дыхание кожей. Научившись концентрироваться, ни палец, ни слова-подсказки уже использовать не нужно.
2. Углубляем дыхание. Вспомнив и почувствовав своё дыхание, можно пробовать сделать более глубокий вдох и выдох. Объясняем ребёнку, что когда мы дышим глубоко и спокойно, у нас появляется больше сил на все наши дела. Также можно находиться в любом удобном положении – сидя или лёжа на спине. Пробуем закрывать глаза, чтобы лучше почувствовать, как вдох полностью наполняет тело, и выдох полностью покидает тело. Следим за тем, чтобы дыхание было спокойным, без напряжения. Любой дискомфорт значит, что нужно прекратить практику и сделать перерыв.
3. Выпрямляем спину вертикально. Теперь пробуем наблюдать за дыханием сидя с прямой спиной. Можно сидеть на полу в любом удобном положении, или на стуле – главное, чтобы позвоночник был прямым. Следим, чтобы макушка головы была направлена вверх, т.е. лицо смотрит прямо, не вверх и не вниз. Глаза прикрываем, ладони можно положить на колени или в любое удобное расслабленное положение. Как и в предыдущих шагах, вспоминаем про своё дыхание, всё внимание направляем на вдох и выдох и пробуем дышать чуть глубже, но спокойно и без напряжения. Сохраняем это состояние столько, сколько получится. Отдыхаем и набираемся сил :)
Важно осознать, что взрослый, выступающий наставником для ребёнка, не просто даёт инструкции, но, что гораздо важнее и действует гораздо глубже, передаёт ребёнку своё собственное спокойное состояние. Поэтому, прежде всего, все практики осваиваем самостоятельно, накапливаем свой собственный опыт – ведь мы не в состоянии дать нашим детям то, чего нет у нас самих.

Маша: Сколько по времени, как часто, какая обстановка должна быть? В какой момент дня лучше всего практиковать? Для какого возраста эта инструкция?

Виктория: Отвечаю по пунктам. Сколько по времени – столько, сколько ребёнку комфортно, без напряжения. Возможности детей разные и зависят от возраста, настроения, характера и прочего. Никогда не форсируем практику. Как часто – будет здорово, если получится раз в день. Чем чаще и регулярнее, тем более выраженный и устойчивый результат. Обстановка – спокойная и по возможности тихая. Выключаем тв/радио и прочее, минимум постороннего вмешательства. Это время нашего внутреннего очищения когда нам никто не мешает. В какой момент дня лучше всего практиковать? В любой момент – дыхание присутствует с нами всегда 24/7.

Для какого возраста эта инструкция? Инструкция универсальная от малышей до подростков, но нужно пробовать и смотреть на практике как ребёнок воспримет и какой интерес проявит. Предполагается, что ребёнок как минимум понимает обращённую речь и готов слушать взрослого и следовать инструкциям. Если возникают сложности, нужно смотреть на практике в личном общении с учителем и модифицировать инструкции и методику.