Медитация для детей – интервью с Викторией Занкиной

Маша Варанд, главный редактор проекта Kidsters.ru и мама двоих малышей, заинтересовалась медитацией для детей и задала Виктории Занкиной несколько вопросов. Вот что из этого получилось.

Маша: Какой у вас опыт, связанный с медитацией для детей?

Виктория: В 2005 я начала преподавать йогу детям, а в 2006 встретила моего Мастера, индийского монаха и учителя одной из традиционных школ медитации (крия йога). Я получила посвящение и начала изучать и применять эту практику в собственной жизни, а также ежегодно проводить лето в Индии и наблюдать как занимаются дети в ашрамах моего Мастера. Постепенно мой личный опыт медитации стал сказываться на качестве и наполнении детских занятий, которые я вела всё это время и продолжаю вести.

Виктория Занкина со своим мастером Свами Шанкаранандой Гири и его маленькими подопечными (штат Орисса, Индия)

Поскольку я выбрала стать именно детским преподавателем и всё моё преподавательское время полностью посвящено занятиям с детьми, за эти 10 лет мне довелось наблюдать за многими сотнями детей разных возрастов, состояний здоровья, культурных принадлежностей. Мой главный вывод такой: йога и медитация нужны всем детям, каждый ребёнок усвоит свою пользу и применит этот опыт по назначению именно в тех аспектах своего развития, которые актуальны на данный момент.
Нужно понять суть медитации. Медитация – это направление внимания в течении длительного времени, сконцентрированное наблюдение без размышлений или анализа. Объекты внимания могут быть разными в разных школах медитации. В традиции крия йоги, которую я изучаю, внимание полностью направляется на дыхание, которое движется вверх и вниз внутри позвоночника и головного мозга. Согласно знаниям крия йоги, все наши мысли, переживания, привычки, действия запечатлеваются прежде всего внутри позвоночника и головного мозга.
Определённым образом направляя дыхание внутрь позвоночника и головного мозга – а именно они, как известно, и управляют всеми нашими функциями – человек становится способным осознать свои привычные паттерны, а далее, в малой или большой степени менять их, устраняя негативные и наращивая позитивные, и даже продвигаться дальше за их пределы. Поскольку дыхание – это самая главная движущая сила нашей жизни (первый вдох – рождение, последний выдох – смерть), то, получается, что медитация на дыхание внутри позвоночника и головного мозга – это максимально точно подобранный ключ к главному замку, открывающему и закрывающему все двери нашей жизни.
Маша: Какие результаты? Есть ли обратная связь от родителей и детей?

Виктория: Первое, чему учатся дети на моих занятиях – это выпрямлять спину, закрывать рот и дышать носом. Для большинства детей освоить эти три навыка – сидеть (или лежать) с прямой спиной, не болтать и не вертеть головой, и делать осознанный вдох и выдох – это грандиозное достижение, которым они весьма гордятся! Разумеется, мы учимся без чрезмерного «спортивного» старания и напряжения, учитывая реальные возможности детей в данный момент.

Занятие в средней группе - дети 8 - 12 лет

Дальше, в процессе выполнения асан (поз йоги) мы также наблюдаем за дыханием и ощущениями в теле, за своими мыслями – и вот уже некоторые дети начинают чувствовать изменения в своём состоянии до занятия и после, и понимают, что это они сами проделали эту работу и получили приятный результат. «Кто хозяин этих рук?» иногда спрашиваю я. «Яяяяяяяя!» довольные отвечают ребята. «А кто хозяин этих ног?» – «Яяяяяя!»

Осознание того, что Я – больше чем эти руки-ноги-чувства-мысли, что именно Я могу управлять всем этим, а не наоборот, приносит огромную уверенность в своих силах, надежду на выход из любой сложной ситуации. Это актуально многим детям, как малышами, так и старшим, и подросткам, у которых часто появляется чувство отчуждённости и непонимания сверстниками и взрослыми.

Родители чаще всего замечают, что у детей выпрямляется спина и в целом улучшается осанка, они становятся более позитивными, сосредоточенными, когда это необходимо. У многих детей улучшается сон и пищеварение, часто наступает улучшение психосоматических заболеваний, например, бронхиальной астмы. Но важно понимать, что каждый ребёнок включается в практику по-своему, у каждого свой темп развития и принятия этого опыта направленности внутрь себя. А этот опыт, безусловно, многим детям совсем непривычен в современных условиях тотальной направленности их внимания вовне (гаджеты, фильмы, видеоигры) и оценивания именно внешних достижений и проявлений (школьные задания, творчество, спорт).
Поскольку я очень много работаю с особыми детьми в самых разных состояниях (аутизм, ДЦП, СДВГ, генетические синдромы, эпилепсия и другие), также могу заметить, насколько глубоко работает практика. Направляя своё внимание и дыхание в тело, даже значительно повреждённое, ребёнок учится взаимодействовать с ним спокойно, без страха и боли. Именно в таком состоянии спокойствия потенциал развития и исцеления ребёнка начинает проявляться более отчётливо, и детям удаётся изменить себя.
Маша: Есть ли в истории какой-то пример такой детской практики?

Виктория: Детский возраст никогда не был и не может быть преградой к изучению этого мира, скорее наоборот – именно детство богато этой энергией любопытства, изучения, свежих взглядов на привычную взрослым реальность. Однако, куда именно будет направлена эта энергия зависит от непосредственного окружения ребёнка, а также от его или её собственных склонностей. Йога и медитация – это часть знаний этого мира, и, как и другие области знаний, они могут вызвать или не вызвать интерес у ребёнка.
Мой Мастер крия йоги, например, в раннем детстве познакомился со своим Учителем, просто потому, что постоянно видел его в своей деревне. В возрасте 12 лет он принял посвящение и ушел жить в ашрам (монастырь в индийской традиции). Кстати, жизнь монахов в ашраме в реальности совсем не такая, как её иногда представляют – мой Мастер, например, спит и отдыхает совсем мало и постоянно трудится, поскольку под его началом работают три школы, где учатся (в том числе учатся йоге и медитации!) более 5 тысяч детей, постоянно строятся новые храмы, больницы, приюты. Несомненно, что высочайший уровень концентрации в результате практики на протяжении более 50 лет даёт ему такую колоссальную энергию на воплощение всех проектов.
В некоторых древних индийских трактатах также описаны примеры, когда дети начинали совершать аскезы и практики в раннем возрасте, даже несмотря на противостояние родителей, и получали то, к чему стремились. И среди моих учеников я вижу разные характеры и разные интересы – кто-то искренне увлекается и занимается с полной отдачей, кому-то нужно больше поддержки с моей стороны – и тогда постепенно интерес расцветает, ребёнок начинает замечать свои достижения и радоваться им, тем более, что и родители, и учителя в школе тоже начинают замечать новое состояние и хвалить. Терпение, опыт и сила наставников играет огромную роль в успехах наших ребят.
Маша: Расскажите, чего бы вы хотели добиться в этой области? Как вы видите будущее медитации для детей?

Виктория: Речь, скорее, о будущем наших детей – это вопрос, которым кто-то из родителей задаётся и что-то предпринимает, ищет и пробует разные возможности, а кто-то просто живёт и полагает, что жизнь сама всё разрулит – что и происходит.

Занятие в младшей группе - дети 4-8 лет, включая детей с особыми потребностями

То, что медитация полезна детям и даёт им уникальный опыт осознания себя и своей силы, развития новых полезных в обычной жизни навыков – это факт. Что дальше делать с этим – решат родители, или сами дети, когда подрастут и получат информацию. Главное, что при интересе и желании учиться и применять этот опыт в своей жизни такие возможности есть – есть и детские занятия, и семинары для родителей и преподавателей.

Мои собственные стремления просты: продолжать собственную практику – идти глубже внутрь моего дыхания и за его пределы, перевести и издать книгу о крия йоге моего Мастера и другие нужные в этой области книги, продолжать помогать моим наставникам нести знания всем людям, безотносительно внешних атрибутов – религий, культур и прочих. Подолжать вести детские занятия и семинары для всех заинтересованных взрослых. Продолжать радоваться улыбкам моих ребят и взрослых, благодарить их за возможность тёплых встреч, за наше общее спокойствие – и пусть всё это многократно умножится!